Производственный экологический контроль

В соответствии со статьей 67 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7 от 10.01.2002 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах I, II, III категориях (Постановление от 28 сентября 2015 года №1029) разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный контроль в соответствии с установленными требованиями.

В Федеральном Законе № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» в ст. 26 «Производственный контроль в области обращения с отходами» сказано:

  1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
  2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Разрабатывается программа производственного экологического контроля в соответствии с ГОСТами Р 56062-2014 Производственный экологический контроль .Общие положения и Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля.
Оба ГОСТа являются национальными стандартами РФ и введены в действие с 01.01.2015.

ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения.

Устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля ПЭК ( кроме радиационного контроля) организациями.
Определяет цели ПЭК и основные задачи, а также структуру ПЭК, которая в общем случае включает в себя:

  • ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства
  • ПЭК за охраной атмосферного воздуха
  • ПЭК за охраной водных объектов
  • ПЭК в области обращения с отходами
  • ПЭК за охраной земель и почв.

Перечень конкретных объектов контроля, параметры и характеристики которых подлежат ПЭК по каждому направлению, определяется с учетом видов оказываемых организацией воздействий на окружающую среду согласно установленным нормативам и разрешительной документации.

ПЭК проводят в форме:

  • инспекционного контроля
  • ПЭАК
  • ПЭМ

Инспекционный контроль осуществляют в виде плановых и внеплановых инспекционных проверок.

Основная задача ПЭАК – инструментальный контроль соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и эффективности работы природоохранного оборудования. ПЭАК проводят в соответствии с планами-графиками ПЭАК и при проведении инспекционной проверки.

Основная задача ПЭМ – контроль состояния компонентов окружающей среды, расположенной в пределах негативного воздействия деятельности организации на окружающую среду в соответствии с ГОСТ Р 56059-2014

Производственный экологический мониторинг.

Для осуществления ПЭК назначают ответственное должностное лицо или формируют соответствующее подразделение. При наличии у организации территориально обособленных подразделений или филиалов в них для осуществления ПЭК назначают ответственных должностных лиц или формируют соответствующие подразделения. Должностные лица, осуществляющие ПЭК, должны иметь соответствующую подготовку. Если осуществление ПЭК собственными силами невозможно или нецелесообразно, возможно привлечение специализированных организаций.

Организациями разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие ПЭК:

  • положение о ПЭК
  • программа ПЭК
  • ланы-графики ПЭАК
  • программа ПЭМ
  • инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

Результаты ПЭК должны быть оформлены в соответствии с документами, регламентирующими ПЭК, и доведены до руководства организации и должностных лиц, отвечающих за охрану окружающей среды и экологическую безопасность.

ГОСТ Р 5661-2014 устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля.

Программа ПЭК утверждается руководством организации и входит в состав документации ПЭК.

Программу ПЭК разрабатывают на период, как правило, не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.

Выполнение программы ПЭК должно обеспечивать достижение целей ПЭК и решение поставленных задач в соответствии с ГОСТ Р 56062.
Программа ПЭК подлежит пересмотру и корректировке в случае изменений в работе организации, приводящим к расширению или уменьшению перечня видов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, изменению его масштабов, получения результатов ПЭК, свидетельствующих о необходимости корректировки программы.

Программа ПЭК включает следующие основные разделы:

  • Общие сведения
  • Объекты производственного экологического контроля
  • Планирование производственного экологического контроля
  • Оформление результатов производственного экологического контроля и отчетность.

В разделе «Общие сведения» приводят общую информацию об источниках воздействия на окружающую среду, включая данные инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и объектов размещения отходов производства и потребления.

В разделе «Объекты производственного экологического контроля» приводят перечень , краткое описание и местоположение объектов контроля.

В разделе «Планирование производственного экологического контроля» приводят планы- графики инспекционных проверок и планы –графики ПЭАК с указанием сроков и периодичности контроля, ответственных должностных лиц и подразделений.

В разделе «Оформление результатов производственного экологического контроля и отчетность» указывают:

  • вид отчетности
  • периодичность предоставления отчетности
  • должностных лиц, ответственных за предоставление отчетности
  • формы отчетности о результатах инспекционного контроля (актов проверок) и ПЭАК
  • форму предоставления информации в орган государственного экологического надзора о результатах ПЭК
  • форму предоставления информации в орган государственного экологического надзора о выявленных нарушениях требований законодательства об охране окружающей среды, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества других лиц, а также об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Формы предоставления результатов ПЭМ приводят в отдельной программе ПЭМ в соотвествии с ГОСТ Р 56063.

Документация , отражающая результаты проведения ПЭК, включает:

  • документированные данные, полученные по результатам ПЭК
  • документированные данные о процессах, технологиях, оборудовании производства товаров, выполнения работ, оказании услуг, о применяемом топливе, сырье, материалах, сведения об их составе, используемые для определения фактических объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов производства и потребления
  • документированные сведения об обращении с отходами производства и потребления
  • порядок определения и документированные сведения о фактических объемах негативного воздействия на окружающую среду
  • документированные сведения о наличии подготовки в области охраны окружающей среды руководителей и специалистов организации
  • сведения о наличии разрешительной природоохранной документации
  • иные документы и сведения, наличие которых предусмотрено законодательством.

Выделяют следующие вида отчетности по результатам ПЭК:

  • отчеты, представляемые руководству организации
  • результаты ПЭК , предоставляемые в соответствующий орган государственного экологического надзора
  • результаты ПЭК, предоставляемые населению и другим заинтересованным сторонам в соответствии с законодательством (в том числе на добровольной основе).