Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. (ПДВ)

ПДВНормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха .

  1. Предприятия, являющиеся объектами I категории негативного воздействия на окружающую среду, разрабатывают нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и прикладывают их к заявке на получение комплексного экологического разрешения.
  2. Предприятия, являющиеся объектами II категории негативного воздействия на окружающую среду, разрабатывают нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и прикладывают их к декларации негативного воздействия на окружающую среду.
  3. Предприятия, являющиеся объектами III категории негативного воздействия на окружающую среду,  производят расчет нормативов допустимых выбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах.

При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ.

Рассчет предельно допустимых выбросов (ПДВ)

В рамках определения предельно допустимых выбросов осуществляется определение (расчет):

  • величин предельно допустимых выбросов;
  • величин временно разрешенных выбросов (ВРВ) - показателей объема или массы вредных (загрязняющих) веществ, устанавливаемых для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов или технологических нормативов выбросов ;
  • зон влияния выбросов для конкретного стационарного источника  выбросов и (или) совокупности стационарных источников объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду ( ОНВ);
  • степеней воздействия источников выбросов на атмосферный воздух для обоснования состава и периодичности проведения производственного экологического контроля по соблюдению ПДВ для конкретных источников выбросов и наименований загрязняющих веществ, а также обоснований для формирования мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятиных метеорологических условий.

Для действующих объектов ОНВ определение ПДВ обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов , на основании данных инвентаризации стационарных источников и выбросов ЗВ в атмосферный воздух, проведенной в порядке установленном в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию объектов ПДВ определяются на основе проектной документации.

Величины ПДВ определяются, исходя из необходимости соблюдения утвержденных в установленном порядке:

  • гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и других экологических нормативов, установленных в целях охраны атмосферного воздуха, в том числе нормативов качества атмосферного воздуха для зон к которым, предъявляются повышенные экологические требования, в частности, мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации;
  • показателей качества атмосферного воздуха, определенных исходя из величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации , а также определенных в соответствии с национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации;
  • региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов ЗВ в атмосферный воздух, целевых показателей объема или массы выбросов ЗВ в атмосферный воздух на территории субъекта Российской Федерации, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации  в области охраны атмосферного воздуха и сроков их снижения.

В случае, если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды , установлены нормативы качества окружающей среды в части нормативов качества атмосферного воздуха, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне, то должны соблюдаться такие требования и нормы.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации , для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

При определении ПДВ используются методы расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе.

Расчеты рассеивания выбросов проводятся для конкретных ЗВ и для смесей ЗВ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием).

Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации ЗВ) определяется на основании данных государственного мониторинга окружающей среды организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха при определении ПДВ осуществляется в порядке, установленном Методами расчета рассеивания.

ПДВ определяются для всех видов источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух, в том числе организованных (точечных, линейных) и неорганизованных (площадных, объемных).

ПДВ для объекта ОНВ определяется с учетом всех стационарных источников выбросов, имеющихся на территории данного объекта.

В случае, если эксплуатация стационарных источников выбросов осуществляется на правах аренды или иного права пользования, обязанности по разработке материалов ПДВ определяются в договоре аренды или иного права пользования.

В случае наличия на объекте ОНВ обособленных подразделений, имеющих стационарные источники выбросов, расположенные на разных промышленных площадках, удаленных друг от друга, ПДВ может разрабатываться отдельно для каждого обособленного подразделения или объекта ОНВ в целом.

При определении ПДВ для объекта ОНВ учитываются, в том числе показатели выбросов от проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию источников выбросов, а также ликвидируемых источников выбросов на объекте ОНВ на основании утвержденной проектной документации в соответствии с этапами строительства (ввода в эксплуатацию) этих объектов

Разработка ПДВ

При разработке ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов и объекта ОНВ в целом обеспечивается выполнение следующих основных этапов:

  • формирование таблиц с необходимыми для расчетов загрязнения атмосферного воздуха сведениями о выбросах в разрезе стационарных источников на основе данных инвентаризации с учетом нестационарности (неодновременности) выбросов во времени;
  • проведение расчетов рассеивания выбросов и определение воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха;
  • определение величин предельно допустимых выбросов;
  • в случае несоблюдения нормативов ПДВ - разработка плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности для достижения нормативов ПДВ и обеспечения соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха;
  • оценка снижения воздействия выбросов от конкретного стационарного источника и объекта ОНВ в целом на состояние атмосферного воздуха после реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
  • составление предложений по ВРВ на период поэтапного достижения ПДВ с указанием сроков поэтапного достижения ПДВ для установления ВРВ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды ;
  • определение периодичности производственного экологического контроля за соблюдением ПДВ и ВРВ с учетом степени воздействия источников выбросов на атмосферный воздух;
  • оформление материалов определения ПДВ, в том числе для представления в территориальные органы Роспотребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ПДВ санитарным правилам.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».

Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183

СанПиН 2.1.6.1032-01, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 № 14 «О введении в действие санитарных правил»  «СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2001 регистрационный № 2711)