План мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС), Программа повышения экологической эффективности

С 01 января 2019 года в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

План мероприятий по охране окружающей среды

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Для установления временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов план мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности включают в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Не подлежат включению в план мероприятий по охране окружающей среды, программу повышения экологической эффективности мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения. Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать семь лет и не подлежит продлению.

Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, численность работников на которых составляет не менее чем 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (градообразующих организаций) или превышает пять тысяч человек, а также для объектов, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать четырнадцать лет и не подлежит продлению.

Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1 января 2019 года вступило в силу:

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2015 года № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности»;

Основные положения:

Постановление подготовлено в целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Рассматриваемым Постановлением определяется, что Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на создание межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности.

При этом устанавливается, что межведомственная комиссия по рассмотрению программ повышения экологической эффективности является коллегиальным органом, координирующим деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по рассмотрению и одобрению проектов программ повышения экологической эффективности  до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с Положением о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2015 года № 999,  Комиссия формируется в составе председателя Комиссии, заместителей председателя Комиссии, ответственного секретаря Комиссии и членов Комиссии.

Данным Положением определен круг полномочий указанных лиц.

В качестве основной задачи Комиссии предусматривается одобрение проектов программ до их утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, разработавшими проекты программ.

Среди функций Комиссии, предусмотренных Положением, можно выделить:

  • анализ включенных в проекты программ перечней мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроков их выполнения, объемов и источников финансирования, перечней ответственных за их выполнение должностных лиц;
  • организация проведения оценки проектов программ на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, документам стратегического планирования и утвержденным информационно-техническим справочникам по наилучшим доступным технологиям;
  • подготовка предложений и рекомендаций по корректировке проекта программы в случае принятия отрицательного решения об одобрении проекта программы;
  • принятие решения о продлении срока рассмотрения проекта программы по обращению юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, представившего на одобрение проект программы, но не более чем на 2 месяца.

В рамках Положения определяется, что заседания Комиссии проводятся по мере необходимости и считается правомочным для принятия решений, если на нем присутствует более половины ее членов.

Также устанавливается, что решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии, в случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.