Порядок производственного контроля в области обращения с отходами (ППК)

Порядок производственного контроля в области обращения с отходами - в помощь предприятию.

В Федеральном Законе № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» в ст. 26 «Производственный контроль в области обращения с отходами» сказано:

  1. «Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
  2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.»

Ответственность за несоблюдение данного требования, изложенная в КоАП в ст.8.2.: «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток» .

Почему необходима разработка порядка производственного контроля?

Разработка порядка производственного контроля может не только подтверждать соответствие требованиям природоохранного законодательства, но и приносить постоянную и весьма ощутимую пользу самим предприятиям.

Методологический подход к оформлению и, главное, к действительно эффективному осуществлению порядка производственного контроля, разработанный экоаналитиками и экоаудиторами нашей компании, заключается в постоянном применении принципа цикличности на основе аналитической оценки природоохранной деятельности предприятия, и состоит из нескольких этапов.

Как ведется разработка порядка производственного контроля (ППК) в нашей компании?

  1. Заказчику предоставляется индивидуальный специалист-эколог, который проведет полную инвентаризацию как имеющихся природоохранных документов, так и процессов обращения с отходами на предприятии, сделает аналитическую оценку соответствия ее результатов с требованиями законодательных, нормативных и методических документов, а также даст свои рекомендации о необходимости проведения лабораторных исследований, по разработке нормативных документов (проектов НООЛР, ПДВ, СЗЗ, паспортов опасных отходов, паспортов на ГОУ и т. д.), по ведению внутреннего документооборота, обеспечению мер безопасности при обращении с отходами на территории предприятия - начиная от мест образования и до оборудования площадок временного накопления, о сроках и формах сдачи отчетности в контролирующие госорганы и т. д.
  2. На основании этого будет разработан и представлен на утверждение Заказчику План мероприятий на текущий год. Причем мероприятий, действительно реально осуществимых для предприятия как с физических, так и с экономических позиций за данный промежуток времени. Это достигается обоснованием каждого пункта Плана ссылками на соответствующие нормативные документы и детальным совместным обсуждением возможностей и сроков для его воплощения, исключая фактор неопределенности и попытки «объять необъятное» (чем грешат, исходя из опыта работы, многие планы мероприятий). По желанию Заказчика наши специалисты обеспечат выполнение любых пунктов вашего Плана мероприятий - разработку отсутствующих проектных документов или внутренних инструкций по обращению с отходами, проведение лабораторных исследований, оформление отчетных форм, будут вести внутренний документооборот с установленной периодичностью, осуществлять расчет платы за негативное воздействие на ОС и т.д.
  3. Завершит очередной цикл составление «Отчета о выполнении Плана мероприятий» за истекший период, с аналитический оценкой уровня воздействия предприятия на ООС в прошедшем году, эффективности принятых мер по его снижению, выводами и рекомендациями для дальнейшей деятельности. Полученные сведения послужат началом следующего цикла для разработки нового Плана (на перспективу). Уже с учетом выполненных работ в нем будут установлены новые цели и задачи (в зависимости от наличия имеющихся или планируемых изменений в деятельности предприятия), а также сроки их выполнения.

Преимущества наличия порядка производственного контроля

Единожды составленный, аналитически обоснованный, применяемый по принципу цикличности Порядок производственного контроля в области обращения с отходами позволяет обеспечить:

  1. С позиций охраны окружающей среды:
    • соблюдение в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;
    • возможность оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
    • возможность своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;
    • возможность контроля за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленных соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.
    • проверку выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
    • эффективную работу систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства.
  2. С позиций соблюдения требований нормативных документов:
    • соблюдение природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных нормативной документацией;
    • постоянный контроль за наличием и сроками действия любых необходимых документов по охране окружающей среды с целью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;
    • своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
  3. С позиций экономической целесообразности:
    • планирование реальных затрат при выполнении Плана мероприятий на перспективу;
    • сокращение затрат на утилизацию отходов путем применения методов обращения с отходами, чья эффективность будет обоснована и подтверждена Отчетами о выполнении Плана мероприятий;
    • оценку целесообразности затрат на внедрение новых технологий и модернизацию оборудования.

Грамотный порядок производственного контроля в области обращения с отходами – это, во-первых, исчерпывающе полная энциклопедия природоохранных материалов на вашем предприятии, собранных в одном месте, без неизбежных поисков и ксерокопирования нужных документов перед проведением проверок контролирующих органов; во-вторых – постоянная возможность анализа и отчета о целесообразности тех или иных изменений в подразделениях предприятия, связанных с образованием отходов, которые в любой момент может потребовать ваше руководство; в-третьих – это реальная оценка эффективности затрат с применением статистики по временному фактору. Может, все не так уж и «бессмысленно» и реальная польза будет гораздо больше, чем время, один раз потраченное на сбор документов? Если Вы все же решите попробовать ее получить – обращайтесь, мы рады вам помочь.