Полезная информация

С 01.01.2019 вступили в силу изменения системы нормирования в области охраны окружающей среды, внесенные Федеральным законом  21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 01.01.2019 нормами Закона № 219-ФЗ предусмотрен переход на следующую систему:

Для объектов I категории появляется обязательство по получению комплексного экологического разрешения, на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи указанной информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (КЭР действует 7 лет).

Для объектов II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (для деятельности, осуществляемой на объекте II категории), - появляется право получить комплексное экологическое разрешение.

Для остальных объектов II категории–введено обязательство по подаче деклараций о воздействии на окружающую среду (действует 7 лет).

На объектах III категории должны быть разработаны программы производственного экологического контроля, а также при наличии таких выбросов и сбросов – рассчитаны нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности); нормативы образования отходов и лимиты на их размещение – устанавливаются на основании отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемые в территориальные органы Росприроднадзора или уполномоченный гос.орган субъекта РФ в уведомительном порядке.

Для получения комплексного экологическое разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в территориальный орган Росприродназора соответствующую заявку, которая рассматривается на предмет комплектности, размещается для ознакомления заинтересованных лиц на официальном сайте и по итогам процедуры рассмотрения территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или отказе в выдаче КЭР.

Заявка на получение КЭР включает:

  • Основную информацию об эксплуатирующей организации и объекте негативного воздействия (включая виды основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара) ;сведения об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии);
  • Сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
  • Расчеты технологических нормативов;
  • Расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
  • Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • Проект программы производственного экологического контроля;

При невозможности соблюдения технологических нормативов на объекте I категории:

Сведения о фактических показателях объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ для выдачи разрешения на временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с обязательным приложением программы повышения экологической эффективности.

Заявки на получение КЭР принимаются в электронном виде, через Личный кабинет природопользователя или специализированное программное обеспечение предприятий.

 С 01.01.2020 кратно изменятся и коэффициенты при расчете платы за негативное воздействие.

По объектам II категории юридические лица и индивидуальные предприниматели подают Декларацию о воздействии на окружающую среду, которая включает:

  • Основные сведения о заявителе и объекте негативного воздействия;
  • Информацию о реализации природоохранных мероприятий;
  • Программы производственного экологического контроля;
  • Данные об аварийных ситуациях (за 7 лет);
  • Декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
  • К Декларации прилагаются:
  • Расчет нормативов допустимых выбросов/ сбросов;
  • Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

При невозможности соблюдения нормативов – материалы для выдачи разрешения на временно разрешенные выбросы / сбросы: сведения о фактических показателях объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и план мероприятий по охране окружающей среды.

Декларации можно будет подать в территориальные органы Росприроднадзора и уполномоченные государственные органы субъектов РФ в электронном виде, через Личный кабинет природопользователя или специализированное программное обеспечение предприятий.

Для объектов III категории должны быть:

  • разработана программа производственного экологического контроля;
  • рассчитаны нормативы допустимых выбросов/ сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ.

Программа ПЭК, отчет о реализации ПЭК.

Ежегодно в срок до 25 марта юридические лица и индивидуальные предприниматели по объектам I, IIи III категории должны отчитываться о результатах выполнения программы производственного экологического контроля.

При формировании программы ПЭК и составлении отчета о реализации ПЭК необходимо руководствоваться следующими документами:

  • Статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
  • Приказом Минприроды России   от 28.02.2018 № 74 (требования, порядок и сроки представления)
  • Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (форма представления отчета ПЭК)
  • Методическими рекомендациями по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды № 522 от 16.10.2018.

Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов

С 01.01.2019 вступают в силу изменения системы нормирования при которых нормативы образования отходов и лимиты на их размещение  разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

По объектам IV категории разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Согласно п.3 Закона № 219-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Обращаем особое внимание на то, что согласно части 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение , полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

При этом, частью 1_1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ установлено то, что с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений и документов. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, вправе обратиться в Управление за предоставлением государственных услуг по получению указанных разрешений и документов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, согласно части 1_2 статьи 11 Закона № 219-ФЗ обязаны представить в Управление в отношении таких объектов декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов.

Некоторые вопросы постановки объектов на государственный учет.

О постановке на государственный учет строящихся объектов:

Согласно ст. 1 Закона №7-ФЗ объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Постановка на государственный учет осуществляется на основании заявки, которая подается не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. В настоящее время разработаны поправки, согласно которым учету будут подлежать также и строящиеся объекты, при этом заявка будет подаваться не менее чем за восемьдесят дней до начала строительства.

Соответствующие изменений в Критерии определения категории объекта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, разработаны Минприроды России.

Об актуализации учетных сведений.

Актуализация учетных сведений об объектах негативного воздействия осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 №572.

Согласно ст. 69.2 Закона №7-ФЗ, сведения об объектах негативного воздействия подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

  • о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При наличии оснований в рамках проведения актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия в результате актуализации может быть изменена категория негативного воздействия, присвоенная объекту ранее.