Декларация о воздействие на окружающую среду

Форма Декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее представления утверждены приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 № 52926).

Начало действия документа - 01.01.2019.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет, если не изменились технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников (п. 6 ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется только предприятиями, относящимися ко II категории объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Декларация представляется (п. 2 ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды», п. 5.5(18) Положения о Росприроднадзоре):

  • в территориальные органы Росприроднадзора - в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
  • в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении иных объектов.

Декларация о воздействии на окружающую среду направляется одним из следующих способов:

1) Декларация может быть заполнена на бумажном носителе и может быть заполнена от руки либо распечатана на принтере и направлена в виде почтового отправления с описью вложения (п. 8 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду);

2) Декларация может быть заполнена в форме электронного документа и должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Общие требования к содержанию Декларации о воздействии на окружающую среду предусмотрены п. 3 ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды», более подробно они раскрыты в Порядке заполнения декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду включает:

  • основные сведения о заявителе и объекте негативного воздействия;
  • информацию о реализации природоохранных мероприятий
  • программы производственного экологического контроля
  • данные об аварийных ситуациях (за 7 лет)
  • декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.

К Декларации прилагаются:

1. Расчет нормативов допустимых выбросов/ сбросов;

2. Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

При невозможности соблюдения нормативов – материалы для выдачи разрешения на временно разрешенные выбросы / сбросы: сведения о фактических показателях объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и план мероприятий по охране окружающей среды.

Декларация в форме электронного документа обязательно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (п. 8 Порядка заполнения декларации о воздействии на окружающую среду). В случае представления Декларации на бумажном носителе ее можно заполнить от руки или распечатать на принтере.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа – статья 8.5 КоАП РФ.

С 1 января 2019 года согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ для объектов II категории потребуется расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, который будет являться приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов - также потребуется получение разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы (при невозможности соблюдения указанных нормативов).

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ и подготовленный в рамках его реализации подзаконные акты в настоящий момент не содержат конкретных требований к форме представления результатов расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (Письмо Минприроды России от 30.11.2018 № 12-50/09939-ОГ «Об изменениях законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды»).

Представляется возможным представление результатов расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов по действующим формам, предусмотренным Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 № 333, соответственно.